Поиск по этому блогу

среда, 18 апреля 2012 г.

Печальные итоги правления В.Медведева. Полный провал!

Экономические итоги медведевской эпохи: "мечты и звуки". Под таким характерным названием вчера в Москве прошел круглый стол независимых экономистов, которые попытались составить список достижений и провалов четырехлетки Медведева–Путина. Похвастаться особенно нечем. Инновации и модернизация остались невоплощенными мечтами. Разговоры о создании международного финансового центра больше похожи на пустой звук. Коррупция оказалась неизлечимой болезнью. Несырьевой сектор по-прежнему страдает дистрофией, а сырьевой достиг предела своих возможностей. Совсем скоро в стране наступит новый 91-й год, то есть период экономического тупика и вакуума идей, когда реформы станут жизненно необходимы, но у элит не будет даже самого общего плана действий.
Основываясь на данных Росстата, специалисты компании ФБК провели расчет основных макроэкономических показателей РФ за четыре года правления тандема. С 2008 по 2011 год прирост ВВП РФ составил лишь 5,5%. То есть среднегодовой прирост ВВП колебался на уровне 1,3%. Для сравнения: с 2000 по 2007 год ежегодный прирост ВВП в среднем превышал 7%. Индекс промышленного производства показал за четыре года прирост 3,4%, прирост инвестиций в основной капитал – лишь 4%, общая численность безработных за четыре года выросла на 9%. Более или менее успешно на общем фоне выглядят только сельское хозяйство, оборот розничной торговли и услуги связи.

Как сообщает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, если сравнить Россию с ее партнерами по БРИКС – Бразилия, Индия, Китай и ЮАР, – то по экономическому росту она среди них является аутсайдером. Китай показал за 2008–2011 годы прирост ВВП на 44,2%, Индия – на 34,1%, Бразилия – на 15,6%, ЮАР – на 8%.

Не лучшие позиции у России и на постсоветском пространстве. Среди 11 стран СНГ РФ занимает 9-е место, обогнав лишь Армению и Украину.

По данным ФБК, по росту ВВП за 4 года Россия занимает 11-е место среди стран G20 и последнее место в БРИКС. Лидирует по обеим группам Китай, прирост ВВП которого за тот же период составил 44,2%. «Сравнение со странами СНГ по динамике ВВП также оказывается не в пользу России — только 9-е место. 
Лидирует Туркменистан — прирост ВВП 52,4%. Хуже России Украина — падение ВВП за 2008–2011 гг. на 4,5% и Армения — снижение на 2,1%», — отмечает Николаев. Наблюдается и ухудшение позиций России по большинству общепризнанных мировых рейтингов. В частности, по Индексу конкурентоспособности страна опустилась на 66 место в рейтинге 2011–2012 гг. по сравнению с 51 местом в рейтинге 2008–2009 гг.

Единственное безусловное достижение — повышение пенсий. Да и то сомнительное. За это удовольствие еще придется платить. 
Таким же неоднозначным является долгожданное вступление России в ВТО. Формально это, конечно, плюс, но в уме необходимо держать его последствия, такие, как инфляция. Рекорд прошлого года по данному показателю повторить не удастся, считает Николаев. А вот выполнение остальных задач — по усилению рубля в качестве одной из валют в международных расчетах, по модернизации и технологическому развитию, по увеличению инвестиций в инфраструктуру — можно оценить в лучшем случае «на троечку». Общий же результат за четырехлетний период выглядит более чем скромно.

Но главная беда заключается не в отсутствии особых успехов на ниве развития российской экономики. «Когда через много лет будет анализироваться деятельность нынешних руководителей страны, их подвергнут критике и проклянут не за то, что они сделали, а за то, что не сделали», — прогнозирует главный аналитик «МК-Аналитика» Олег Буклемишев. Не воспользовались демографическим дивидендом, который экономика получила в начале 2000-х годов, длительным периодом высоких цен на нефть, позволившим накопить большие резервы, благоприятным международным климатом и другими возможностями, которых впредь уже не будет.

Оценивая минувший президентский срок, эксперт напомнил о пяти «И», которые Дмитрий Медведев в 2008 г. назвал в качестве приоритетов: инфраструктура, инвестиции, институты, инновации и интеллект. Инфраструктурные улучшения проходили по большей части в «показушном» виде, типа олимпийской стройки в Сочи, считает Буклемишев. При этом протяженность дорог с твердым покрытием по-прежнему снижается, а самолеты продолжают падать.

По инвестициям в России наблюдался беспрецедентный спад во время кризиса, и до сих пор они находятся там, куда свалились в тот период. Говоря об институтах, эксперт задал риторический вопрос, стали ли работать лучше наши суды или правоохранительные органы. Была, например, широко разрекламированная инициатива президента о выведении из состава совета директоров госкомпаний министров и других высокопоставленных чиновников. Но кто их заменил? Начальники департамента, ветераны спецслужб, вообще никому не известные люди. Принимались какие-то решения, шумно обсуждались, формально реализовывались — и оборачивались пшиком, констатирует эксперт.

«Об инновациях и говорить не приходится. Я не вижу никаких позитивных признаков», — отметил Буклемишев. И, наконец, что касается интеллекта — ярким примером положения дел в этой области служит тот факт, что в последнем международном рейтинге вузов ни один российский институт, включая МГУ им. Ломоносова, не попал даже в первую сотню.
И вот теперь Россия входит в новую путинскую шестилетку со стагнирующей экономикой, разваливающейся армией и ухудшающимся интеллектуальным уровнем.
Структура ориентации на экспорт сырьевых и малообработанных товаров за время правления Медведева лишь усугубилась, продолжает тему председатель наблюдательного совета ВТБ Сергей Дубинин. А ускорения экономического развития, несмотря на выход из кризиса, не происходит. 

Другая проблема — конкурентоспособность и производительность труда. За последние сто лет, отметил Дубинин, мы так и не смогли сократить отставание — мы по-прежнему примерно в три раза менее эффективны, чем передовые страны. «Очевидно, необходимо наращивать инвестиции. Но как это сделать? Министерство экономики предлагает решить вопрос бюджетными средствами, но за счет чего тогда выплачивать социальные, военные расходы? Повышением налогов проблему не решить, т.к. это ведет к ухудшению инвестиционного климата, — подчеркнул финансист. — Чтобы привлечь инвестиции, нужно изменение институциональных основ. Сегодня наши основные институты не вызывают доверия ни у наших граждан, ни, тем более, у иностранцев».

Для изменения ситуации Дубинин предлагает закончить, наконец, пересмотр итогов старой приватизации и начать новую — раздать 25% акций, находящихся в собственности у государства, гражданам, чтобы те почувствовали, что владеют реальными активами в финансовом секторе. Главное — не допустить повторения истории с ваучерами. Новая приватизация не должна быть резкой.

Спрос на институты, обеспечивающие функционирование рыночной экономики, в обществе увеличился, подтверждает исполнительный директор Фонда экономических исследований «Центр развития» Наталья Акиндинова. Больше людей стали оценивать уровень коррупции в стране как чрезмерный и предъявлять больше претензий к государству. Либеральный президент не смог повлиять на реальные процессы в экономике, но повлиял на ожидания людей. Итогом его деятельности можно считать разработку «Сратегии-2020» и других подобных документов, которые предлагают варианты решения проблем. Но нынешняя обстановка в стране говорит о том, что вероятность реализации предложенных мер невысока.
Среди самых насущных проблем Наталья Акиндинова указывает на тот факт, что одновременно с усилением зависимости госбюджета от сырьевого экспорта увеличилась зависимость населения от бюджетных поступлений. Если до кризиса доля людей, чьи доходы зависели от бюджета, была 20%, после кризиса их стало около 30%, привела данные эксперт. А ожидаемое повышение зарплат бюджетникам и прочих социальных расходов будет способствовать ее дальнейшему росту. «Увеличивается и доля людей, которые заняты в госкомпаниях, компаниях с госучастием и т.д. Усилилась зависимость рыночного сектора экономики от бюджета. Если до кризиса у компаний был доступ к иностранным займам, то сейчас он иссяк. Компании ориентируются на сотрудничество с госсектором и бюджетом», — отмечает Акиндинова. Результатом такого общего усиления зависимости, по ее словам, является, в том числе, рост монополизма, снижение конкуренции и неэффективность экономики в целом.
И, наконец, главная дойная корова российской экономики — нефтегазовая сфера — сегодня находится в состоянии деградации. «Если раньше она была средством решения многих проблем, то сегодня сама стала большой структурной проблемой. До 2030 года нам придется вложить в нее порядка $ 700 млрд только для сохранения физических объемов производства», — предупреждает советник Института современного развития Никита Масленников.


Медведев – замечают экономисты – получил в наследство от предыдущего президента страну, попавшую в глубокую колею, для которой характерны сырьевая зависимость, коррупционный произвол и государственное давление на экономику. Власти провозглашали реформы. Однако некоторые из них на деле оказались пустым звуком.

Достаточно вспомнить, какие задачи ставил перед страной Медведев в своих предвыборных инициативах и президентских Посланиях Федеральному собранию. Страна реализовывала приоритетные национальные проекты по кардинальному улучшению здравоохранения, образования, жилищной сферы, агропрома. Президент провозглашал беспощадную борьбу с коррупцией. Говорил о создании в России международного финансового центра, а также мощного центра исследований и разработок («Сколково»), о стимулировании инвестиций в инфраструктуру, об энергоэффективности, об оптимизации госсектора и т.д. Лучше всего из заявленных задач у властей получилось повысить пенсии, хотя «об этом достижении в течение ближайших лет мы еще не раз вспомним», заметил Николаев. Решение же остальных задач, по мнению эксперта, можно оценить в целом как неудовлетворительное.
Многие государственные проекты носили сугубо конъюнктурный характер, указывают экономисты. Уже хрестоматийный пример конъюнктурности – официальный сайт нацпроектов, который последний раз обновлялся в 2009 году.

Другой пример – неясные перспективы «Сколково».

Экс-глава Центробанка, ныне председатель наблюдательного совета ВТБ Сергей Дубинин указал на отсутствие четких программ действий, в которых были бы прописаны конкретные шаги. Есть стратегии и сценарии, но как только дело доходит до реализации – начинаются проблемы. Дубинин привел в пример ситуацию с иностранными инвестициями.

Все хотят их привлечь, но странно ожидать от иностранцев заинтересованности в российском рынке тогда, когда ее нет даже у российских инвесторов, уходящих в офшоры. И это уже не экономическая проблема, а политическая, и она требует политических решений – повышения прозрачности, обеспечения юридических, социальных и политических гарантий частной собственности. О полной дезориентации в экономическом блоке правительства говорит и советник Института современного развития Никита Масленников: «Буквально через несколько месяцев мы можем оказаться в ситуации 91-го года. Не с точки зрения экономической разрухи и коллапса, а с точки зрения того, что надо будет наконец-то делать реформы, но как, почему и кто их должен делать – всем до сих пор непонятно».

Исполнительный директор Центра развития Наталья Акиндинова рассказала о растущей зависимости населения и экономики от бюджетных источников. «Если в 2006–2007 годах около 20% доходов населения составляли выплаты из бюджета в виде пенсий, пособий, зарплат бюджетников, то в кризис их доля выросла уже до 30%. Тенденция роста сохраняется и сейчас.
Растет доля людей, занятых в госкорпорациях, в компаниях, которые обеспечивают госзакупки», – поясняет Акиндинова. Одновременно и в частном секторе усиливается зависимость от бюджета.
Во время кризиса предприятия стали ориентироваться на тесное сотрудничество с государством. Выросла доля субсидий предприятиям. И эта зависимость от бюджетных поступлений до сих пор никуда не делась. Как итог – растущая монополизация. Низкой эффективностью начинает характеризоваться уже не только госсектор, но и рыночные предприятия.
Итоги правления Медведева–Путина глазами экономистов
Качественные результаты, достижение заявленных целей Достижения за 2008–2012 годы
Модернизация и технологическое обновление Значимые результаты отсутствуют
Борьба с коррупцией Цели не достигнуты
Увеличение инвестиций в инфраструктуру Доля расходов на национальную экономику сокращается
Создание международного финансового центра (МФЦ) В мировом рейтинге МФЦ Москва опустилась с 61-го на 65-е место
Усиление рубля в международных расчетах Незначительный прогресс
Оптимальные размеры госсектора к 2012 году Масштабная приватизация госсектора не начиналась
Положение в международных рейтингах Изменения с 2008 по 2012 год
Место в рейтинге конкурентоспособности (World Economic Forum) Понизилось с 51-го до 66-го места
Место в рейтинге по условиям ведения бизнеса (World Bank) Понизилось со 112-го до 123-го места
Место в рейтинге по уровню развития человеческого потенциала (ООН) Понизилось с 63-го до 66-го
Количественные результаты Прирост за 2008–2011 годы, в %
Валовой внутренний продукт 5,5
Рост промпроизводства 3,4
Продукция сельского хозяйства 21,7
Грузооборот транспорта –0,1
Физический объем розничной торговли 22,8
Объем платных услуг населению 6,1
Инвестиции в основной капитал 4
Индекс потребительских цен 42,3
Реальные денежные доходы населения 11,8
Реальная заработная плата 17,2
Номинальное повышение пенсий Рост в 2,5 раза
Источники: Росстат, ФБК
Подробнее: http://www.ng.ru/economics/2012-04-18/4_91god.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий