Поиск по этому блогу

воскресенье, 20 мая 2012 г.

Доходность пенсионного рынка неожиданно пошла вверх

По итогам первого квартала средняя доходность негосударственных пенсионных фондов (НПФ) составила 7,5% годовых. Управляющие компании (УК) сработали чуть лучше: 8% годовых. Высокая доходность пенсионного рынка привлекает мошенников. Поэтому основная интрига сейчас — изменения в законодательстве. Предполагается, что вкладчиков НПФ будут меньше облагать налогами и защитят от махинаций. Правда, новации вступят в силу лишь со следующего года. К тому времени инфляция может вырасти, а реальная доходность упасть.

Пенсионные доходы вдвое обогнали инфляцию

По данным Национальной лиги управляющих (НЛУ), средняя доходность накоплений в негосударственных пенсионных фондах (НПФ) в первом квартале составила 7,5% годовых. Это почти вдвое превышает инфляцию, которая, согласно данным Росстата, составила в первом квартале 4,1% годовых. Управляющие компании (УК) сработали несколько лучше; их средняя доходность составляет около 8% годовых. Что в точности совпадает со средней доходностью операций на российской бирже за первый квартал. Это говорит о возросшем профессионализме УК: своего они не упускают.

Даже вкладчики традиционно низкодоходного ВЭБа, управляющего деньгами так называемых молчунов-граждан, не переведших средства в другие фонды, получили по итогам первого квартала 6% годовых. С 1999 года это всего лишь третий случай, когда доходность пенсионных накоплений, управляемых государством, превысила инфляцию.

Можно сказать, что пенсионеры в первом квартале реально разбогатели. Конечно, не все, речь о «средней температуре по больнице». Если же брать разброс, то одна из крупных УК показала по итогам первого квартала доходность в 19% годовых. Правда, у многих других дела не столь блестящи: от 0,7% (худший результат квартала для крупных игроков) до 11,5% годовых.

Будущим пенсионерам приятно видеть реальную высокую доходность накоплений. Но пенсионные средства — «длинные», долгосрочные. Это не торговля акциями: высокую доходность нельзя, как говорят, «зафиксировать». Ведь деньги нельзя снять до истечения срока выхода на пенсию. Для получения приличной пенсии доходность должна не просто разово превысить инфляцию, но и оставаться выше ее в течение длительного периода, нескольких лет. К сожалению, реально этого ожидать нельзя: уже к четвертому кварталу темп инфляции может повыситься.

Тем не менее успехи НПФ и УК привлекают на пенсионный рынок новые средства. За первый квартал общий их объем вырос на 10%, а количество клиентов, выбравших НПФ, перевалило за 16 млн. человек. В основном приток шел в крупные НПФ и УК, как в более надежные. Из мелких никто (пока) не разорился и не закрылся, но на рынке уже есть намеки на возможную консолидацию, то есть поглощение мелких фондов крупными. В целом по итогам первого квартала объем российского пенсионного рынка достиг 2 трлн. руб. Это делает его сравнимым с биржевым рынком.
Можно констатировать, что в России наконец-то появились серьезные «длинные» деньги.

Приток вкладчиков мог быть и больше. К сожалению, разговоры о возможном повышении пенсионного возраста слышатся из уст все более и более высокопоставленных чиновников. Это отпугивает людей от НПФ: когда не знаешь, какой сюрприз преподнесет завтра государство, трудно планировать долгосрочную стратегию.

Решение пока не принято, но наиболее реалистичным считается вариант повышения пенсионного возраста на три года за шесть лет по схеме «полгода за год». То есть женщинам до 58, мужчинам до 63 лет. Впрочем, эти планы натолкнулись на неожиданный барьер. На условиях анонимности высокопоставленный источник в Минфине поведал: «Давно бы уже повысили! К сожалению, состояние здоровья населения таково, что мужчина 63 лет — это полуинвалид. 
От него на производстве мало толку. Вместо дополнительных налогов получим сплошные выплаты по медицинской страховке — для бюджета мало радости».

Комментариев нет:

Отправить комментарий